// вы читаете...

Избранные записи

Конец киноискусства

Сегодня Россия гордится тем, что впервые за долгие годы практически с момента крушения Советского Союза в стране заработал кинематограф. С одной стороны это хорошо. Когда в разгар «мутного времени» «дорогие россияне» кроме малобюджетных «Ментов» ничего отечественного не видели, а великие артисты прошлого прозябали в нищете, создавалось такое впечатление, что гибнет культура. Она и гибла. Купив билет на поезд под названием Россия, она понеслась вместе с ним по побочной колее, проложенной вследствие ошибки архитекторов к недостроенному мосту через овраг. Усилиями новой власти мост спешно был достроен и мы благополучно въехали по нему в новое тысячелетие, вот только культура, похоже, до сих пор не оправилась от шока.

Наш президент открыто даёт понять западу, что Россия больше не собирается плясать под его дудку, а отечественные киноделы продолжают «тырить» у Голливуда всё самое неприглядное, благо финансирование появилось и можно набивать фильм до отказа спецэффектами, ничуть не задумываясь о внутренней и внешней культуре произведения. В точности по этой формуле снимает свои, простите за выражение, блокбастеры Тимур Бекмамбетов. О «Дозорах» я уже подробно писал ранее, но довелось тут посмотреть новое его произведение, так называемое «Ирония судьбы. Продолжение». Этот (не знаю даже, как и назвать-то его) клон замечательного советского фильма, мало, что продублировал всё буквально до запятой от первой картины, он ещё и спецэффектов нагородил а-ля «Дозоры».

Однако о спецэффектах разговор отдельный, сейчас позвольте пройтись по сюжету.

Думаю, ни один творческий человек со мной не поспорит, если я скажу, что самое интересное в создании нового произведения – это безудержный полёт фантазии. Ну… покажите мне этот самый полёт в фильме, где все практически фразы старые. Всё от «…Что вы меня постоянно роняете» до «…А мы что в Ленинграде что ли?». И вот тут-то наши киноделы колоссально сели в лужу. Дело в том, что, перенеся события прошлого в наш XXI век, они забыли, что города Ленинграда уже в некотором роде нет. Понимаю, что вы скажите – правильно, города нет, и об этом прямым текстом сказано в фильме, вот только это уточнение по ходу сюжета выглядит как на корове седло. Правда, полного дублирования старого фильма не получилось – Хабенский подкачал. Бекмамбетову нужно было, чтобы он сыграл Лукашина, а он ему изобразил второго Антона Городецкого в гипертрофированном варианте.

Вот теперь можно поговорить и о спецэффектах. Сейчас стало в моде, при опасной для героя кинофильма ситуации, искусственно замедлять изображение или и вовсе останавливать кадр, а затем через секунду запускать вновь. Я не понимаю красоту этого приёма. При такой остановке зритель видит не живое, а трёхмерное компьютерное изображение. Теряется ощущение реальности происходящего. Ну, ладно на западе, там молодёжь давно уже воспринимает мир по картинке элитной компьютерной игрушки, но у нас-то люди ещё знают, как должна выглядеть реальная авария. Зачем замедлять процесс въезда машины в столб? Вы можете представить себе Ипполита на таком вот стоп-кадре? И это притом, что ещё жив великий Эльдар Рязанов. Неужели он не увидел, во что превратилось его творение?

Компьютер – это конец киноискусства. Вспомните старый фильм Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта». Я понимаю, трудно, но всё-таки. Что только ни происходило с героями картины – горы и моря, пожары и наводнения, и всё настолько реалистично, что просто дух захватывает, особенно если вспомнить когда это снималось (для молодых читателей поясню – в 1936 году). Помните эпизод с переходом через Кордельеры? Там случайно срывается со скалы и падает в пропасть лошадь одного из героев (естественно не настоящая). Лично я между этой и аналогичной, только полностью компьютеризированной сценой из «Турецкого гамбита», выбираю первую. Великий режиссер Стэнли Кубрик снимал своего «Спартака» без так называемой клонированной массовки, когда из нескольких человек, стоящих плотно друг к другу делается целая толпа.

То, что новый стиль в кино, мягко говоря, далёк от понятия искусства, сегодня даже на западе заметили. После выхода в свет фильма «Терминатор 3. Восстание машин» его назвали компьютерным мультфильмом. Я бы уточнил: единственный мультфильм со Шварценеггером в главной роли.

Ещё одна новая страсть, к компьютеру уже не имеющая отношения, однако, опять же губящая российское киноискусство. Создание римейков американских сериалов. Куда ни глянь, везде какие-то русские версии: «Закон и порядок», «Все мужики сво…», страшнейшей пошлости клон «Секса в большом городе» и так далее. Почему мы не экранизируем наши произведения? Да, за последнее время появились замечательные, без всяких дураков, фильмы по Достоевскому и Булгакову, однако этого не достаточно, уж извините. Неужели я единственный, кто знает о таком авторе как Сергей Снегов? Его легендарная космическая сага «Люди как боги» с советских времён ждёт своего режиссёра. И дождётся, я уверен. Дожить бы только мне до премьеры.

Подытожим вышесказанное: современные фильмы излишне компьютеризированы, что придаёт им зрелищности, но неизбежно уменьшает реалистичности – это раз. Постоянное подражание западу губит нашу особую восточноевропейскую культуру – это два. Безвкусные никчемные продолжения старых фильмов вроде «Иронии судьбы» или «Карнавальной ночи», совершенно не нужны в сегодняшней России – это три.

Мы должны снимать совершенно другие фильмы, повышающие патриотизм, создающие некие идеалы. О мужестве и героизме, о дружбе и взаимопомощи. Словом заменяющее укоренившееся в обществе за время дикого капитализма правило – «человек человеку волк», на старое доброе советское – «человек человеку друг, товарищ и брат».

В этом и должна заключаться цель нынешнего российского кинематографа. В поднятии нашей новой национальной идеи, основанной на общечеловеческих ценностях. Иначе – конец современного киноискусства неминуем.

Обсуждение

Один комментарий на запись “Конец киноискусства”

  1. […] пока не стало поздно. Пару лет назад я написал статью «Конец киноискусства», кое-что из выводов которой нужно бы повторить, но не […]

    Автор: Революция в мире кино | Реальный мир | 14 мая, 2014, 12:46

Написать комментарий