// вы читаете...

Кино и искусство

«Ночной позор» Тимура Бекмамбетова

И заключили силы света и силы тьмы договор о перемирии.

И было сказано, что отныне ни добро, ни зло нельзя творить без согласия.

И было сказано, что будет дневной дозор, чтобы следить за силами света.

И было сказано, что будет ночной дозор, чтобы следить за силами тьмы.

Так начиналась великая сага. Рассказ о войне и мире между светом и тьмой. Добром и злом. И так будет всегда, пока не придёт Тимур Бекмамбетов, и мир погрузится во тьму.

Я не сошёл с ума… пока, во всяком случае. Те, кто читал Лукьяненко, меня поймут. Изобретённый Бекмамбетовым «шедевр» не имеет ничего общего с одноимённым, не побоюсь этого определения, великим произведением. Ни по форме, ни по содержанию. Содержание я трогать не собираюсь. Кое-что нравится даже мне. Как скажем фраза, которой не было в романе, но которая стала смыслом всего фильма. Философская, меткая, правильная: «Легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг». Или, например, финальная: «Этому мальчику суждено было стать великим, но великим тёмным его сделал ты». Но, к большому сожалению, всё это утонуло в море крови и дурацких ненужных сценах. Если задачей режиссёра было испохабить формой содержание, то надо признать, ему это удалось на сто процентов. Теперь, когда мир потряс новый блокбастер, по идиотизму и в подмётки первому не годящийся, думаю, пришло время поговорить подробней о великой погоне за рейтингами и популярностью, имя которой «Ночной позор Тимура Бекмамбетова».

Начало.

Фильм начинается с того, что вусмерть пьяный маг отправляется охотиться на вампиров. Настолько пьяный, что даже не может с первого раза попасть по дверному звонку квартиры напротив. Не говоря уже о том, что капля крови падает ему не в рот, а на подбородок.

«У него закончилась эта дрянь».

Но хватит об этом. Перейдём к другим, более шизофреническим эпизодам.

Городецкий в метро.

Как же ведёт себя наш герой в Московской подземке? А всё так же. Достаточно вспомнить как светлый маг пробирается через переполненный вагон. Не в сумраке, где он мог бы идти свободно, не задевая людей. Нет, он прёт в реальном мире, проталкиваясь сквозь толпу людей, каждый из которых посылал его на кудыкину гору воровать помидоры. Ничего удивительного – и я бы такого послал. Плюс совершенно нелепо, если не сказать больше, выглядит эпизод со Светланой. Антон, дабы сбить воронку проклятья, светит фонарём в лицо незнакомой женщине, и орёт как резаный, выставляя себя на посмешище окружающих. Ну, ладно, это мы знаем, что он пытается сделать общеполезное дело, а народ? Они то видят перед собой заглюченного наркомана. Хорошо ещё никто санитаров не вызвал, а то бы загремел светлый маг с тёмным прошлым в дурку на радость Завулону. Кстати, пропустил ещё один эпизод, когда в ответ на вопрос какого-то сочувствующего, Городецкий, уж вообще непонятно с какого перепоя, обещается отгрызть несчастному ухо. Киноделы…

Малость позабыл.

Следующий эпизод не заставил себя долго ждать, правда, случился он уже при выходе из метро. Нашего героя остановил постовой милиционер. И как светлый маг принялся от него отбиваться?! Помнится, во втором дозоре, тот же Городецкий очень лихо заморозил слишком навязчивого таможенника в аэропорту. Но в тот момент Антон, похоже, вообще малость позабыл, что является каким никаким волшебником. Крови он напился! Напился, выдай назад. Сказано сделано. Уф!!! Гадость.

— И люди это смотрят, – некогда возмущался по другому, правда, поводу Михаил Николаевич Задорнов.

Но это всё цветочки, ягодки-то впереди. Прибегает, значит, светлый маг вампиров арестовывать:

— Ночной дозор! Всем выйти из сумрака!

Ага, щас. С каких это пор кровососы стали сами легавым сдаваться. Но наш-то, видимо, совсем ни того оказался. Вместо того чтобы прыгнуть вслед за парикмахером в сумрак, он вслепую с ним сражаться начал. Упс, забыл. Опять. Хотя есть один вариант – возможно парикмахер оказался великим вампиром и резал героя на капусту, находясь во втором уровне сумрака, в который Городецкому проход закрыт. Но было ли об этом сказано? Может, я что-то прослушал? Но резня надо признать получилась знатная. Так мы, знаете, в детстве фильмы пересказывали друг другу. «А он ему «тув», а тот ему в ответ «тыжь», и «бабах» головой об умывальник». Это уже даже не смешно. Это, если честно признаться, грустно. Ведь зрители, то есть мы с вами, всё это съели и добавки попросили.

Великий Гесер.

Прошу меня понять, я сам, надеюсь, не без оснований, считаю себя писателем-фантастом, и как продолжатель этого лучшего литературного жанра, не могу согласиться с созданным Бекмамбетовым образом великого мага. В фильме есть такой кадр: Борис Иванович (Игнатьевич) лежит на полу и изучает книгу. Господа, вы можете представить себе, чтобы Дамблдор или, скажем, Гендальф валялись на полу? Но это ещё не все странности Гесера. В моём любимом фильме «Люди X» есть сцена, в которой профессор Ксавьер сканирует мозг Логана. Тем, кто не видел, советую посмотреть и сравнить её со схожей сценой дозора. Я же от себя задам лишь один вопрос, – какого дьявола Гесер привязывает свою голову к голове Городецкого собственным ремнём? Это мелко. Мелко и ненужно. Эта сцена не добавляет в фильм ни острастки, ни смысла, ни юмора. Но оставим Гесера, поговорим о Завулоне.

После длительного перерыва.

Затем наступило затишье. Временно исчезли из фильма дурацкие ненужные сцены, дикие вопли и откровенно шизофренические эпизоды. Мне даже в какой-то момент показалось, что я смотрю нормальный качественно сделанный фильм. Великолепно нарисованная воронка, стремительный сюжет, интрига и опасность взрыва. Первым звоночком для меня стал браслет, который по велению неведомых сил, набросился на Антона. Очередной лишний эпизод, хотя сам по себе и не очень навязчивый. В Американских «кинах» и пострашнее вещи видали. Но давайте теперь, как и обещалось, про Завулона: Зачем, спрашиваю я, ему понадобилось орать во всё горло, когда он ехал на лифте вверх? И зачем, ответьте мне, пожалуйста, было сумеречным лифтом пробивать крышу дома, тоже, надо полагать, сумеречную? А когда уж он вытащил позвоночник из своей спины. Мама дорогая!

Конец фильма.

И, конечно, как можно не удостоить вниманием конец фильма. Это без дураков великое действо. Хоть наизусть заучивай:

— Не ходи с ними, они тёмные!

— Вы не лучше тёмных. Вы ещё хуже. Вы врёте. Вы только притворяетесь хорошими.

Великая задумка режиссёра! То самое содержание, что утонуло в форме, только ушки торчат, всё остальное в крови – нос, рот, дышать нечем, а значит, захлебнулось содержание. Погибло. Пошло ко дну камнем. За сим, давайте смотреть и, главное, снимать настоящее кино. Перестанем гоняться за рейтингами, популярностью и наградами. Это никогда и никого не доводило до добра. А если новинок хороших не поступает, возьмите и пересмотрите лишний раз «Люди X» и «Люди X – 2». Обещаю, не пожалеете. Ведь как говорится в финале того же «Ночного дозора»: «Пока есть те, кто верит в свет, надежда остается». Вот только очень символично выглядит рожа, сияющая в этот момент на экране. Невольно хочется спросить: «И вот это, по-вашему, свет?»

Обсуждение

2 комментария на запись “«Ночной позор» Тимура Бекмамбетова”

  1. Вы верите в ТЕМНЫЕ СИЛЫ?

    Автор: eujeans | 12 января, 2010, 8:01
  2. Что Вы имеете в виду, поясните, пожалуйста?

    Автор: Максим Бочковский | 27 января, 2010, 20:45

Написать комментарий